google-site-verification: googlec5adddc13fdd0d43.html Парагвайский чай мате — Как появился в Европе
 

История мате

Вот одна из маркетинговых легенд, распространенных на рынке стран бывшего СССР и не только:

Однажды усталый, голодный путник приходит в дом бедного старика, который жил со своей дочерью в сельве Гуарани. Несмотря на свою бедноту, старик делит с ним крышу над головой, это то малое, что у него есть. Этим незнакомцем оказывается добрый бог индейцев гуарани, ТУПА (TUPA), создатель неба, земли, воды и всего живого. В знак благодарности за гостеприимство бог решает сделать им подарок. Он дарит им КАА ЙАРА (CA-A YARA) — ЙЕРБА МАТЕ.

Легенды индейцев Кечуа (более развитое племя, входившее в федерацию инков) повествуют, что очень давно, в незапамятные времена светлокожий и синеглазый бог Paia Sharume путешествовал со слугами через джунгли в один из божественных городов. Дорога была очень тяжелой даже для бога, путешествие затянулось и запасы еды иссякли. И когда силы были на исходе, путешественники вышли на небольшую поляну, где увидели скромное жилище и такое же скромное хозяйство.

Их встретил глубокий старик и его неземной красоты дочь, которые, не ведая кто перед ними, накормили путников, отдав им все свои запасы еды и зарезав единственную курицу, которая у них была. Наутро Paia Sharume, отдохнувший и набравшийся сил, спросил старика:
— Старик! Почему ты живешь со своей дочерью так далеко от людей?
— Я не хочу, чтобы люди видели красоту моей дочери, — отвечал старик, — Ее красоту могут осквернить люди, а она принадлежит богам!

Paia Sharume решил их отблагодарить за гостеприимство и, открывшись, кто он, сказал:

— Ты прав, старик! Ее красота действительно божественна! Но люди должны знать о ней! Поэтому я превращу ее в растение, которое будет помогать людям, как это сделал ты и со временем о КА-А узнает и оценит весь мир!

Неизвестно насколько дедушка обрадовался такой метаморфозе, но с богом не поспоришь. И вот его прекрасная дщерь превратилась в не менее прекрасное древо, напиток из листьев и веток которого пользуется огромной популярностью в мире и по сей день.
Со времен Гаучо все еще сохраняются некоторые привычки по отношению к Мате. К примеру, в странах Южной Америки распространено выражение «Мате со стремени», которым гость сообщает, что это его последняя порция йербы, поскольку он спешит. В тех краях также принято пить мате через одну бомбижью. Само приглашение поучаствовать в церемонии означает признание в компании, признак дружбы. Отказ от участия местные жители могут воспринять как неуважение.

Возможность попробовать и в полной мере раскрыть для себя напиток из листьев падуба приписывают европейским колонистам. Испанцы пришли на землю Гуарани - Парагвай в начале XVI века.

Йерба «завоевала всеобщую любовь, когда существовали женщины, хозяйки особых церемоний употребления мате, и когда мужчины во время таких встреч были открыты друг другу». Хотя изначально считалось, что парагвайский чай — это «дьявольский напиток». Были даже попытки отучить индейцев от привычки пить или жевать листья падуба.


Предубеждения строились на диуретическом свойстве напитка. Во время месс индейцы часто выбегали из храмов по нужде, нарушая течение проповеди, а матэ завоевал неоднозначную репутацию.

Позже испанцы одобрили привычку пить йербу и даже признали важным ее использование для снижения уровня пьянства в резервациях. Со временем они обратили внимание на то, что мате позволяет побороть цингу, которая часто настигала колонистов в длительном путешествии через океан.

В 1540-х годах йерба мате становится значительным источником дохода для иезуитов. Иезуиты начали сушить листья падуба, что позволило отправлять сырье на продажу. До этого тенденции сушки не было — индейцы просто срывали листья при необходимости.
В 1769 г. испанский король Карлос III издает Королевский Указ, приказывающий распустить иезуитский орден. Монахи медленно покидают свои земли, оставляя деревни, которые построили. На время выращивание Йерба Mате прекращается и снова индейцы собирают листья растения в сельве, где оно растет само по себе.

Со временем оставленные иезуитами плантации стали частными владениями, но в основном растения на них уже акклиматизировались, способы сбора и изготовления были известны. Продажа Йерба Мате вновь становится прибыльным делом. Соседние государства пытались присоединить богатые земли провинции Миссионес, но им не удалось этого сделать. В одном из локальных конфликтов, когда угроза захвата была очень сильна, маленький отряд под предводительством Андреса Гуакурари, по прозвищу «Андресито», так самоотверженно бился за свою землю, что неприятель бежал в страхе и никто после не предпринимал попытки завоевания провинции. Именем этого героя был названо поселение, рядом с которым сегодня находится плантация Йерба Мате, находящаяся на территории Национального парка «Пуэрто Игуасу», неподалеку от водопадов.

Культивированные растения, родоначальники современных плантаций, появились во второй половине 19-го века, как результат многих лет опытов и изучений французского ботаника Эмме Гойота, известного как Бонплан. В 1822 году его коллега, французский натуралист Август де Сент Илер подробно описал это растение во время исследования обширных зарослей Ilex Paraguariensis в бассейне реки Параны, дав ему свое имя St. Hileur. Так появилось международное обозначение растения Paraguayan Tea Maté (в английском и французском языке Mate с ударением на А имеет иное значение, поэтому ставили ударение над Е, но при переводах на русский оставляли ударение, поэтому писали Парагвайский чай матЭ, что неправильно и среди недалеких торговцев стало Чай МатЭ — ну чай, значит чай)

Сегодня Аргентина — наиболее крупный производитель мате чая, большая часть которого реализуется внутри страны, остальные объемы экспортируются на другие материки. Среди стран, которые активно потребляют йербу есть и пост-советские - РФ, Украина, Казахстан и Беларусь, где напиток с каждым годом обретает все больше ценителей. Попробуйте и вы.